Ассоциация Казахстанского Автомобильного Бизнеса (АКАБ) озвучила итоги 2015 года

Ассоциация Казахстанского Автомобильного Бизнеса (АКАБ) озвучила итоги 2015 года

15 января 2016

За 12 месяцев 2015 года официальные дилеры реализовали 97 446 ед. новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года (163 530 ед.). Итоги года подтвердили прогноз АКАБ, в который было заложено удержание диспаритетного курса тенге Национальным Банком в первых трех кварталах года. Ежемесячно в 2015 году Казахстане в среднем продавалось 8120 ед. новых автомобилей.

За 12 месяцев 2015 года официальные дилеры реализовали 97 446 ед. новых автомобилей, что на 40,4% ниже результатов 2014 года (163 530 ед.). Итоги года подтвердили прогноз АКАБ, в который было заложено удержание диспаритетного курса тенге Национальным Банком в первых трех кварталах года. Ежемесячно в 2015 году Казахстане в среднем продавалось 8120 ед. новых автомобилей.

Спад продаж автомобилей на 36% зафиксирован и в России, у соседей итогом снижения объемов стало сокращение ассортимента моделей и переход некоторых компаний на систему предзаказа. Многие дилерские центры были закрыты, а те, что остались, прекратили закупки моделей, пользуемых невысоким спросом. В свою очередь, на казахстанский авторынок сильное влияние оказал стихийный импорт подержанных и новых авто из РФ в начале 2015 года и конце 2014.

Первое полугодие 2015 года из-за ввезенных в Казахстан по серым схемам (свыше 150 тысяч) легковых автомобилей сопровождалось ускорением спада рыночной активности авторынка. Официальными участниками авторитейла по итогам 6 месяцев 2015 г. реализовано 53261 ед. легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 30% ниже показателя аналогичного периода 2014 г. Источником стабильного сокращения сегмента продаж оставалось влияние российского импорта. Однако, 26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК был введен запрет на ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», что способствовало снижению ввоза автомобилей, не соответствующих новым нормам из стран ЕАЭС.

Динамика продаж в течение 2015 года определялась и рядом других факторов, влияющих на покупательский спрос казахстанцев. Максимальный показатель рынка приходится на май 2015 г., спустя месяц после запуска программы льготного автокредитования. За первые 3 месяца 2015 года доля автомобилей казахстанского производства составляла 11, 3% от общего объема официальных продаж, по результатам же года этот показатель превысил отметку в 17%, подтвердив успешность программы, реализуемой при поддержке правительства, холдинга «Байтерек». Запуск льготного кредитования активизировал и рынок финансовых структур автомобильных компаний, представляющих импортируемые авто, которые предлагали покупателям не менее выгодные условия приобретения авто в рассрочку и кредит, скидки и т.д. Автопроизводители Казахстана, в свою очередь, продолжают работу по предоставлению более доступной для казахстанского покупателя цены: усиленные переговоры с заводами по уравниванию закупочной стоимости на одинаковые модели в РК и РФ, и внедрения ряда маркетинговых инструментов. На сегодняшний день около 60% авто в РК доступного сегмента — до 5,11 млн.тенге — продается в кредит. Это неплохой результат прошлого года, учитывая восьмимесячный диспаретет курса тенге, массовый ввоз авто из России в начале года и перенасыщения рынка подержанных авто.

Во втором полугодии 2015 г. изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США заметно повлияло на потребительское поведение казахстанцев, по отношению к первому полугодию, и, в частности, на решение о покупке новых авто. За III и IV кварталы было реализовано 44185 коммерческой техники и легковых авто. В структуре продаж национальными производителями было реализовано 16878 ед., это на 47,72% меньше прошлогодних продаж (32281 ед.).

За 11 месяцев 2015 года производство в Казахстане продемонстрировало снижение до 12510 единиц, при этом минимальный процент падения объемов зафиксирован на заводе в г. Семей. Автопроизводителипродолжают работу над увеличением локализации, которая является одним из основных требований государства. На сегодня максимальный процент локализации достигнут костанайской и алматинской производственными площадками, где налажено производство мелкоузловым CKD—методом.

Андрей Лаврентьев, Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

«В качестве тенденции автомобильного рынка 2016 года отмечу максимальное смещение спроса в пользу автомобилей стоимостью до 4,5 млн.тенге и постепенное накапливание отложенного спроса. К тому же, учитывая повышающуюся конкуренцию между официальными дилерами и дистрибуторами, автомобильные компании предложат потребителю максимально выгодные условия приобретения, рынок будет развиваться более качественно, предлагая широкий спектр дополнительных услуг и максимальных скидок. Что касается производства, автопром нацелен на повышение уровня локализации и расширения производства мировых брендов», уже популярных в РК".

По расчетам аналитиков АКАБ прогноз продаж автомобилей на официальном рынке в 2016 году составит 70 000 единиц. Падение на 28% основано удовлетворенным спросом в начале 2015 года, ожиданиями замедления экономического роста в результате низких цен на нефть и кризисными явлениями в соседних Китае и России. В перспективе, снижение объемов экспорта основных сырьевых товаров и замедление кредитования экономики, окажут давление на покупательский спрос в 2016 году.

Топ-20 брендов по итогам января-декабря 2015 г.

Максимальное падение в топ 20 наблюдается у Nissan (-70%) и у Chevrolet (-68%), рост продемонстрировали Iveco (+53%) и Volkswagen (+10%).

Бренд 2014 год 2015 год Прирост 2015/2014 гг.
LADA 45234 24545 -45,74%
Hyundai 13960 11170 -19,99%
Kia 17709 9389 -46,98%
Renault 8181 8202 +0,26%
Toyota 12455 7232 -41,93%
GAZ 6897 5228 -24,20%
Daewoo 11118 4929 -55,67%
Volkswagen 4096 4523 +10,42%
UAZ 4235 3815 -9,92%
Chevrolet 11764 3748 -68,14%
Skoda 5573 2277 -59,14%
GEELY 2182 1944 -10,91%
Nissan 5759 1687 -70,71%
KAMAZ 935
Subaru 1033 841 -18,59%
Mitsubishi 2050 840 -59,02%
SsangYong 2248 810 -63,97%
Iveco 374 574 +53,48%
Lexus 882 544 -38,32%
Peugeot 1219 526 -56,85%


Скачки продаж в топ моделях, как легковых, так и внедорожников показал бренд Hyundai.

Более детальная информация по итогам автомобильного рынка Казахстана будет представлена в плановом ОБЗОРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗА ДЕКАБРЬ 2015 ГОДА.

Для справки:

Ассоциация казахстанского автобизнеса — некоммерческая организация, основана в 2010 году, как добровольное объединение официальных дилеров, импортеров, дистрибьюторов автомобильного рынка РК.

Основная цель ассоциации — сформировать прозрачный автомобильный рынок в РК, помочь участникам АКАБ в получении информации, подготовки отчетов и обзоров, а также помочь членам Ассоциации и государственным службам решить проблемы, которые возникают на авторынке Республики.

Дополнительная информация, запросы на интервью, комментарии